Интервью с Шкарупиной А.В.

Шкарупина Ангелина  Викторовна, художественный руководитель Творческого центра «БРОСКО» и основатель коллектива, балетмейстер, хореограф-постановщик, режиссер-постановщик и соорганизатор фестивалей народных традиций в интервью медиа центру АНО «Право и Милосердие» рассказала как с детства шла к своей любимой профессии, как влияет искусство танца на личность ребенка, о том, что всегда мечтала работать с детьми, о ее желании ввести хореографию в школьную программу, поделилась с нами как она подбирает кадры для своего творческого центра, и как ей удается создавать там теплую семейную атмосферу, в которой ее подопечные чувствуют себя как дома.

— Ангелина Викторовна, как вам, бывшей артистке балета, пришла идея создания творческого центра для детей «БРОСКО»?

— С самого раннего детства я видела себя в качестве хореографа, преподавателя. С 5 лет я вела журналы посещения детей, закрывалась в комнате, говорила: «Встали, поклон!», и начинала вести занятия по хореографии. Это было моё самое любимое увлечение в детстве, моя самая любимая игра,  в этом я себя чувствовала «как рыба в воде». Когда я посещала танцевальный коллектив, будучи ребенком, помню такие моменты, когда  отпрашиваясь выйти во время занятия,  я шла по коридору дворца и представляла, как там  стоят родители с детьми, а  я с ними здороваюсь, говорю, что им нужно подготовить детей к занятиям, а мне самой-то было тогда 5 лет! Во мне начинало что-то зажигаться и сиять внутри, я чувствовала какое-то тепло, чувствовала, что дети сейчас войдут со мной в хореографический класс, и я начну обучать их танцам, начну придумывать красивые движения для них.

Помню, однажды я посетила во дворце новогоднюю представление, где, как обычно, у елки, перед спектаклем проходила массовка. Там стояли наряженные герои, показывали движения под музыку и все за ними повторяли. После этого сразу,  придя домой, я постаралась нарядиться точно также: нашла какую-то пышную юбочку, повязала себе нарядный  бантик, включила музыку и стала тоже придумывать движения. Так, в общем-то я и росла.

В 5 классе я поступила в Школу искусств, где ежедневно наряду с общеобразовательными предметами, в обязательном порядке первые 4 урока были по хореографии – классический танец, народный, историко-бытовой. Также были  уроки по музыкальной грамоте, фортепиано, истории искусств, и с 5-го класса я уже училась именно на хореографа.

В 2012 году я поняла, что уже доросла до того момента, когда мне хочется «размножать» свои  идеи и воплощать их в жизнь, расширяться в плане искусства и хореографии, в концертной деятельности, что я хочу обучить искусству как можно большее количество детей. У меня появилось желание открывать разные творческие направления. Как, например, я и поступила, открыв «БРОСКО». У  нас в центре   дети занимаются и хореографией и вокалом. Мне нравится организовывать масштабные концерты, фестивали, гастроли, праздники.

Вот так и пришла мне идея открыть «БРОСКО», дарить детям радость. Мне всегда хотелось чтобы  сюда дети приходили как к себе домой, чтобы была теплая атмосфера, чтобы дети общались, находили друзей, проводили много времени вместе, а не сидели  за компьютерами и в своих телефонах, чтобы  занимались чем-то красивым  и полезным. Именно такой коллектив я старалась организовать. И  по сей день (уже 12-ый год) я очень дорожу тем, что наш коллектив «БРОСКО» именно семейного типа, там царит атмосфера дружбы, любви, красоты и тепла.

— Как ребенку можно попасть в ваш Творческий центр: к вам могут прийти заниматься  все желающие, или у вас жесткий отборочный конкурс, или все на платной основе?

—  Каждый желающий может прийти к нам  на  пробное занятие  (при наличии свободных мест в группах, которых уже немного). В некоторых группах уже набор закрыт (там нет мест), а в каких-то группах еще есть, но у нас, конечно, существует отбор. Мы берем не всех. Есть небольшой процент, кому мы отказываем. Небольшой, но он есть. Очень важны физические и  внешние данные, соотношение весовой категории  (т.к. это физические нагрузки). И если  это соотношение нарушено, то идет нагрузка на суставы. Мы следим за тем, чтобы дети у нас занимались «во благо» себе», а «не во вред». Нагрузки физические у нас  серьезные, поэтому  дети у нас проходят отбор.

Да, пребывание в нашем коллективе проходит на платной основе. Мы являемся Общественной организацией. И наша организация существует за счет членских взносов родителей, которые они оплачивают. Более у нас нет никакого финансирования, никакого бюджета от города или государства. Мы существуем только за счет этих членских взносов. На эти деньги мы арендуем помещения, делаем ремонт, закупаем всё необходимое для занятий и концертной деятельности, оплачиваем работу преподавателей и  всем сотрудникам, а также выплачиваем  налоги.

— Кстати, видели на вашем сайте, что вы принимаете на танцы детей в возрасте от  2,5 лет. Не рановато ли?

— Нет, не рановато. Объясню почему.  Конечно, в 2,5 года – это не те занятия, которые проходят для 5-летних детей. Они проходят в игровой форме. Но в этой игровой форме с детьми как раз-таки  разучиваются позиции рук и ног, разучиваются рисунки танца, в этом возрасте для нас главное – привить детям желание заниматься, познакомить их с хореографичексим залом.

Таким образом, если ребенок приходит в 4-5 лет к нам в центр, он только в этом возрасте начинает понимать что такое хореографический зал,  что такое преподаватель-хореограф, что такое «круг танца», что такое «диагональ», что такое «на носочках», а что такое «на пяточках», где 1-я позиция, а где 2-я. А когда детки занимаются с 2,5 лет, то они уже к 4 годам  готовы к более сложным элементам, к серьезным танцевальным композициям, так как уже знают «рисунки» танца, позиции рук и ног, чувствуют себя в хореографическом зале  свободно, на своем месте. И таким образом мы и развиваем детей с раннего возраста (что является для самих  детей, конечно же, плюсом  в их развитии), и готовим их заранее уже к серьезным выступлениям. Хотя и в 2,5 года и в 3  года у нас детки уже выступают на сцене. Конечно, они выполняют какие-то несложные элементы, но, тем не менее, они у нас уже артисты!

— Как, на ваш взгляд,  влияет искусство танца  на личность ребенка?

— Я всегда говорю о том, что, если бы мне дали волю, то я бы ввела хореографию в школьную программу  как обязательный предмет, потому что занимаясь танцем, ребенок во-первых, развивается грамотно физически (это правильная осанка, профилактика плоскостопия, гибкость), словом, все то, что позволяет защитить  организм ребенка (и не только ребенка,  но и  взрослого тоже) от травм, так как  есть растяжка, есть гибкость и мы таким образом защищены от травм. Это еще и грация, красота, умение правильно общаться с партнером, партнершей,  другом,  одноклассником. Это взаимоотношения, это умение распределить пространство, умение «подстроиться под пространство» (ведь в жизни бывают всякие ситуации). И ребенок,  занимаясь хореографией, очень быстро соображает:  куда пойти, как пойти, как правильно пойти. Во-вторых, замечу, что  занимаясь хореографией, мозг у танцора работает совершенно по-другому. Ему нужно одновременно думать о том,  как подать руку партнеру, как держать осанку,  в какой линии он стоит, какой сейчас «рисунок танца»,  в какую сторону ему двигаться, какая сейчас комбинация, какое выражение лица  он должен делать в этом образе. Вы представляете! Так одновременно закрывается несколько задач. Вот как работает мозг у танцора! А плюс к этому  всему, еще и мозг работает над тем, чтобы в этот момент работать с мышцами, с суставами.

Мы всегда в нашем коллективе с коллегами смеемся по этому поводу, что самые сообразительные  — это танцоры!  И причем, другие наши работники тоже это говорят, что так, как работают хореографы, не работает никто: они успевают  все –  выполняют все быстро, четко, буквально схватывают на лету. Вот поэтому  занятия танцами  очень важны. И повторюсь, я бы сделала их обязательным занятием  наравне с другими общеобразовательными предметами в школе.

— Раньше в СССР существовали Дворцы пионеров, где  были  различные кружки и секции по интересам, в том числе —  танцевальные  и хореографические. С детьми занимались профессиональные педагоги-хореографы. И все это было на бесплатной основе. Сейчас  время Дворцов пионеров  ушло. Вы сожалеете о том, что их теперь нет?

— Я не знаю как сейчас обстоят дела с Дворцами, потому что «БРОСКО» никогда не работало с ними. У нас не было таких привилегий.  Мы всегда существовали самостоятельно. Повторюсь, мы являемся Общественной организацией. Всегда мы собирали деньги,  арендовали помещения, и сейчас то же самое у нас происходит. Потом нас выгоняли из тех помещений, в которых мы сделали ремонты  за свой счет. Потом мы искали новые, вновь их ремонтировали, и так, в общем-то происходит уже на протяжении 11 лет. Нам достаточно тяжело существовать.

Жалею ли я, что нет сейчас у детей возможностей заниматься во Дворце, получать помощь от государства – это, конечно, было бы прекрасно, если бы государство поддерживало общественные организации, которые занимаются развитием и воспитанием подрастающего поколения, будущего нашей страны. Мне очень жаль, что государство нас не поддерживает, не оказывает нам финансовой помощи. Мы обращались неоднократно: подавали заявки на гранты, но, к сожалению, нам всегда приходят отказы. Видимо, кому-то они нужнее…Но мы не опускаем руки, продолжаем заниматься  замечательным делом — растить новое поколение, дарить людям радость, дарить детям счастливое детство, мы растим патриотов нашей страны, потому что любим нашу Родину. Ну может и  придет такое время, и кто-то нас заметит. Хотя, честно говоря, не заметить нас сложно, ведь мы выступаем на очень  серьезных мероприятиях – городских, даже государственного масштаба. И наш коллектив знают многие. Незамеченными мы не остаемся. А вот что касается  вопроса о поддержке  коллектива – я была бы рада, если бы нас  заметил тот, кто может дать эту поддержку. Даже скажу больше (хотя не уверена, что об этом можно говорить), что когда вывесили рекламу по всей Москве о старте приема заявок на поддержку мэра г.Москвы некоммерческим организациям, везде публиковались именно фотографии нашего коллектива. И мы подались на этот грантовый конкурс, но нам отказали. Мы подавали документы на фестиваль «Россия – Родина  моя». Это фестиваль для детей и молодежи. Но, к сожалению, нас не посчитали нужным поддержать в этом проекте.

— Кстати, в советские годы, когда дети занимались танцами в коллективах, обязательным условием было наличие положительных оценок за четверть. Просили всегда приносить и показывать дневники с оценками. Тех, у кого были неудовлетворительные оценки в четверти, временно отстраняли от занятий, пока не исправят отметки. А как в вашем Творческом центре обстоят дела: обращаете ли вы внимание на успеваемость ваших детей в школе?

— Что касается наших воспитанников, то мы не просим их показать свои школьные оценки, но мы всегда  говорим с ними о том, что для нас важно, чтобы наши воспитанники хорошо учились, получали знания и были трудолюбивыми и ответственными. Что, будучи воспитанниками творческого центра «БРОСКО», каждый у себя в школе является представителем нашего коллектива. И на наших детях это хорошо сказывается: они несут эту ответственность в том, что каждый из них – артист творческого центра, и каждый из них является его представителем в своих школах. И надо сказать, что наши дети, в основной своей массе, очень хорошо учатся в школе.

 — Как  вы добились, что дети буквально бегут на занятия к вам в центр, и для многих из них он стал не просто местом для занятий танцами и вокалом, но и  вторым домом и настоящей семьей,  где обязательно  поддержат, помогут и приведут к победам?

— Как я этого добилась, здесь нет какой-то определенной техники, просто я сама  иду в «БРОСКО» как домой, как в семью. Для меня это второй дом. Видимо, это чувствуется. И работу я выстраивают в коллективе с любовью. С любовью к каждому  нашему ребенку, к каждому сотруднику. Я интересуюсь каждым ребенком, который посещает «БРОСКО»: чем он увлекается вне «БРОСКО», какой у него характер, какие взаимоотношения у него с другими детьми, что для него важно. Ведь каждый ребенок – это целая Вселенная. И каждая эта Вселенная особенная. К каждому ребенку должен быть индивидуальный подход. Меня природа одарила  такой чувствительностью, что глядя на ребенка, я чувствую что для него важно, как его можно поддержать, чем его можно поддержать, как его можно вдохновить.

Но и кроме этого, у нас проходят наши семейные праздники. Мы отмечаем закрытие сезона, собираясь вместе с детьми, с родителями, жарим шашлыки, поем, танцуем, проводим конкурсы, катаемся на лодочках, играем. Мы отмечаем наши концерты, собираясь с родителями и детьми, устраиваем дискотеки, общаемся, ездим на гастроли тоже семьями, нам всегда есть что друг другу рассказать, чем поделиться. Я, например, очень люблю общаться с родителями наших детей. Мне всегда интересно послушать, какие есть трудности у ребенка на сегодняшний день, как им можно помочь, вкладываю в каждого частичку души. И наверное, это чувствуется. Да и не наверное, а абсолютно точно. И дети это чувствуют.

У нас старшие всегда помогают младшим, а младшие всегда смотрят на старших с уважением, как на пример (и они для них являются действительно примером). Дети из самого первого состава «БРОСКО», с которыми я открывала коллектив (из самой моей первой группы),  уже стали нашими преподавателями. Дети и родители это видят, ценят. У нас в коллективе всегда были, есть, и надеюсь, всегда будут, взаимопомощь, взаимовыручка, и поддержка.

— Как известно, 100% успеха работы коллектива зависит от его кадрового состава. Как вы подбираете персонал для своего Творческого центра, чтобы детям там нравилось и они чувствовали себя как дома?

— Я подбираю каждого сотрудника очень тщательно. К нам приходят тысячи резюме на каждую должность. Я проделываю  огромную работу  по подбору персонала. Очень тщательно подбираю кадровый состав. Для меня важно, чтобы это был, прежде всего, человек, который бы душой болел за дело. Честно скажу (и думаю, что это ни для кого не секрет), что  таких людей мало. Большинство людей, конечно,  ищут работу и хотят только прийти, отработать от звонка до звонка – и все!  А я подбираю таких, у которых горят глаза, у которых в душе свет, которые любят детей,  которые умеют дружить, потому что нам важно, чтобы в коллективе среди сотрудников были дружба, взаимопомощь, и поддержка. Каждый раз проделывается огромная работа абсолютно по каждой кандидатуре. Но я рада, что результат получается  замечательным: у нас работают потрясающие люди и прекрасная команда, и я их всех очень люблю!

—  Расскажите о наиболее масштабных проектах вашего центра.

— Я затрудняюсь ответить, какие проекты у нас самые масштабные, потому что практически каждый наш проект (которых очень много) является, по своей сути, масштабным.

Так, сейчас мы готовимся к нашему большому сольному концерту, который пройдет в «Градский Холл» 29 октября. Затем мы готовим абсолютно новую программу в  Государственном Кремлевском дворце  — концерт, посвященный памяти Михаила Танича, где мы принимаем участие во многих номерах. Далее мы едем в Карелию. У нас массовый выезд, порядка 100 человек едут на гастроли в Карелию. Дальше  у нас участие  в Кремлевском дворце  в проекте «Марка № 1 в России».

Вот такие глобальные проекты у нас.

— Ваш центр работает летом или вы «распускаете» своих воспитанников на каникулы?

— Мы проводим занятия с 1 августа по 30 июня. В июле у нас все уходят на каникулы.

— А что касается детского отдыха, как вы считаете, где и как лучше отдыхать ребенку: на даче у бабушки, путешествовать с родителями, или все  же в детском оздоровительном лагере cо своими ровесниками?

— Ребенку, конечно же, лучше отдыхать со своими сверстниками. Не просто со сверстниками, а  со своими друзьями, с которыми есть общие интересы. Мы проводим летом творческие встречи – выезжаем в так называемый лагерь. Напротяжении 10 дней мы вместе с детьми живем, развлекаемся, играем, занимаемся, узнаем много нового, узнаем получше друг друга. Дети заняты каждую секунду, все время под присмотром, и после этих творческих встреч они  возвращаются домой совсем другими. И самое ценное для меня – это когда родители присылали мне сообщения, когда, например, они пишут  детям: «Доченька (сынок), мы тебя ждем домой!», а дети отвечают: «Не хочу домой!». Я в этом случае всегда говорю: «Цель достигнута!» (смеётся).

— На ваш взгляд, чего не хватает современным детям?

— Для меня это больной вопрос. Это моя боль. Я объясню почему. В наше время, к сожалению, думаю не открою никакого секрета ни для кого, но детей просто «зазомбировали» телефонами, соцсетями, нехорошей пропагандой. И если ответить на ваш вопрос, то я отвечу, что не хватает поддержки со стороны государства (не знаю, можно это публиковать, или нельзя), но  тем не менее, не хватает такой поддержки.

Например, мы арендовали помещение и я делала все для того, чтобы детям было куда прийти, чтобы они занимались искусством, творчеством, чтобы они пели песни о России, танцевали танцы народов, населяющих нашу страну, а к нам приходят в один прекрасный день и говорят: «Освобождайте помещение!» и выгоняют на улицу. Обратиться не к кому. Просто не к кому. Мы писали письма во всевозможные инстанции, но никто нас не поддержал, дети остались на улице. И только мы с моим супругом, который   поддерживает «БРОСКО» всегда и во всем, в том числе, и все мои начинания, мы  каким-то чудом «выплыли» из этой тяжелейшей для нашего центра ситуации, нашли другое помещение, сделали там ремонт за свой счет, и вновь открылись, чтобы дети смогли прийти туда и заниматься творчеством. И вновь дети смогли разучивать народные и детские танцы. Поэтому я считаю, что современным детям для занятий творчеством не хватает  поддержки государства. Это нам удалось выстоять, а многие ведь закрылись! Я знаю такие коллективы, которые не выдерживают этих проблем, и распускают детей. А если бы была поддержка для детского творчества, то все было бы намного лучше: дети бы гораздо меньше сидели  в соцсетях  и читали все глупости, которые там публикуют,  и меньше бы видели эту ненужную пропаганду, и многих бы проблем современности, я думаю, мы смогли бы избежать. Вот, на мой взгляд, именно этого и не хватает современным детям.

— Кто ваши партнеры и с кем из медийных персон вы активно  работаете?

— Я могу перечислить артистов с которыми у нас был опыт работы и с которыми мы делали совместные номера. Это М.Аверин, А.Олешко, Родин и Олег Газмановы, Алсу, Варвара, Зара, А.Воробьев, А.Шиловская, М.Девятова, Л.Лещенко, Д.майданов, Хабиб, В.Добрынин, А.Макеева, М. Тишман, А.Цой. Может быть, кого-то я и упустила, позабыла.

— Некоторым из ваших воспитанников еще нет и 10 лет, но они с самого юного возраста попали в яркий мир танца и вокала, и уже   выступали на главной сцене страны – в Кремлевском дворце, в цирке Ю.Никулина, на Красной площади, были участниками различных фестивалей и конкурсов. Многие ли из ваших воспитанников, повзрослев, становятся профессиональными танцорами и вообще связывают свою жизнь с танцем?

— Да. Становятся.  Семь человек из первой группы поступили в профессиональные вузы, часть из них работают у нас хореографами, все они получают высшее образование (именно профессиональное в области хореографии). Хотелось бы конечно больше!

— Вы можете дать совет родителям: как вообще из ребенка вырастить творческую личность?

— Я в этом случае могу дать только один совет родителям: доверяйте профессионалам! Если вы будете доверять профессионалам, то ребенок вырастет у вас замечательной творческой личностью!

— Каким бы вы хотели видеть Творческий центр «БРОСКО» лет так через 10-15?

— Я такой человек, который никогда так сильно не смотрит вперед. Я живу настоящим. У меня так было всегда. У меня никогда нет видений, мечтаний по поводу того, как это будет через 10 или 15 лет, мне важно как это сейчас! Наверное, если все же постараться ответить на этот вопрос, то я отвечу, что я бы хотела, чтобы сохранилась дружелюбная атмосфера в нашем коллективе, чтобы наш коллектив продолжал развиваться, расти, повышать свой уровень (что у нас происходит постоянно и неустанно), чтобы дети, подростки и молодежь, которые у нас занимаются, оставались с нами. Вот это именно то, чего бы мне хотелось!

— Как мы – взрослые, можем подарить счастливое детство будущим гражданам России? — Приводя детей в «БРОСКО», вы точно подарите  счастливое детство будущим гражданам России!